Термоусадочная
этикетка и
ламинаты
Новости

Горячий рынок термоусадочной этикетки

12.05.2009

Термоусадочные этикетки всегда в моде - и для глянцевой и гламурной продукции премиум-класса, и для продуктов ежедневного спроса. Это неудивительно, поскольку в ярким пластиковым рукавом можно эффектно обтянуть различную тару - стеклянные бутылки, жестяные и пластмассовые банки, контейнеры.

Усадка этикеток в соответствии с размером формы происходит под действием горячего воздуха. Эта технология позволяет полностью устранить визуальное различие между контейнером и этикеткой: они выглядят абсолютно неотделимыми. Вся поверхность тары (а не только этикетка) служит для передачи информации потребителю. Одно из преимуществ этой технологии в том, что ее можно использовать для обертывания контейнеров различной формы и из различных материалов.

Прогнозируемая тенденция, а не «пускание пара»

Благодаря огромным возможностям эта технология получила широкое распространение. В 2007 г. на долю термоусадочных этикеток приходилось около 8% всего мирового рынка этикеток. Эксперты компании Alexander Watson Associates (AWA) прогнозируют ежегодный рост этого сегмента в размере 7%. Причина - необходимость выделения продуктов на полках магазинов. Именно этим и хороши термоусадочные этикетки - они дают почти неограниченные и относительно недорогие возможности для придания упаковке индивидуальности и неповторимости.

Быстрый рост в регионах

«Термоусадочные этикетки с эффектным броским дизайном делают товар привлекательным, выделяя его на общем фоне», — объясняет Кишор Саркар (Kishore Sarkar), директор по стратегическому развитию в сегменте этикеток и упаковки швейцарского производителя печатных машин Gallus Group, одной из ведущих компаний, работающих на рынке термоусадочных этикеток и гибкой упаковки.

Существуют весьма веские доводы в пользу производства термоусадочных этикеток с использованием узкорулонных технологий. Эти этикетки обладают высокой стойкостью к истиранию и защищают продукты от загрязнений и света. К. Саркар акцентирует внимание на дополнительных преимуществах термоусадки: «В единый термоусадочный рукав может быть упаковано сразу несколько товаров, в него можно помещать подарки или образцы». Термоусадка интересна не только производителям напитков и продуктов питания, но и производителям бытовой химии, парфюмерии и косметики. А фармацевтика давно по достоинству оценила защитные свойства термоусадочных этикеток.

Благодаря всем этим особенностям будущее термоусадочных этикеток выглядит более чем радужным. «Типографиям стоит задуматься о том, чтобы уже сейчас выйти на этот перспективный рынок», - говорит К. Саркар. По данным AWA, на долю термоусадочных этикеток уже приходится 37% азиатского рынка этикеток; в Северной Америке этот показатель составляет 31%, в Европе - 24%, и эти показатели с каждым годом увеличиваются. Максимальный рост ожидается в Восточной Европе. Настоящий бум наблюдается в Азии, даже без учета Японии. «Типографии, начинающие работу в этом сегменте, должны инвестировать не только в оборудование, но и в персонал», - подчеркивает эксперт. Производство термоусадочных этикеток — сложный процесс, требующий глубоких знаний и опыта.

Вдоль или поперек?

Пленку для термоусадочных этикеток, как правило, изготавливают из трех видов полимерных материалов с различной степенью усадки:

  • ПВХ (поливинилхлорид) имеет степень усадки от 45 до 66% и широко применяется во всем мире. В США из ПВХ изготавливают 80% этикеток, в Европе — 50%;
  • ПЭТ-Г (полиэтилентерефталат, модифицированный гликолем) имеет самую большую степень усадки — 75%. ПЭТ-Г широко распространен в Японии, которая в сейчас является крупнейшим рынком термоусадочных этикеток;
  • ОПС (ориентированный полистирол) обладает высокой степенью усадки — 70%, однако из-за высокой термочувствительности при его обработке, транспортировке и хранении требуется кондиционирование воздуха. ОПС распространен в Азии, в основном в Японии.

В настоящее время появились пленки из возобновляемых материалов. Например, PLA (полимолочная кислота) при определенных условиях подвергается биоразложению. «Это очень небольшой сегмент рынка, на котором, мы не ожидаем значительного роста», - заявляет д-р Кристиан Дакс (Christian Dux), химик и продукт-менеджер компании Kloeckner Pentaplast (КР). С 1996 г. КР производит пленку для термоусадочных этикеток и входит в число 20 лидеров рынка.

Усадка любой пленки происходит только в одном направлении: в поперечном или продольном (по отношению к направлению движения в машине). «Пленки с усадкой в поперечном направлении - классическая версия и одна из самых распространенных в мире», - говорит Йенс-Петер Шуман (Jens-Peter Schumann), коммерческий директор КР. Традиционный процесс производства термоусадочных этикеток включает резку материала, печать на внутренней поверхности пленки и формирование рукава цилиндрической формы. Затем на специальной этикеточной машине рукав из рулона разрезается на отдельные фрагменты нужных размеров, которые надеваются на контейнер и усаживаются.

Альтернативой этому процессу является метод «развертывание-усадка»,который подходит только для пленок с продольной усадкой, изготовленных из моноориентированной ПП-пленки. Она нарезается с рулона уже после запечатки, в процессе этикетирования. Затем пленка крепится термоклеем с обоих концов - например, как в случае оборачиваемых этикеток на бутылках. Вместе с приклеенной этикеткой бутылки проходят через нагреваемый туннель, где происходит усадка, этикетка принимает форму бутылки, плотно прилегая к ней. Однако степень усадки таких пленок составляет всего 18%, поэтому они не подходят для обертывания всей поверхности контейнера. Главным образом, они используются для контейнеров с относительно ровной поверхностью, преимущественно цилиндрической, без резких перепадов и выступов. Согласно прогнозам AWA, рост применения таких этикеток достигнет 4%.

Недавно появились специальные пленки с продольной усадкой, которые могут обтягивать контейнеры целиком. Для этого применяется несколько иная технология: этикетка отрезается от запечатанного рулона и оборачивается вокруг вакуумного шпинделя. Ее концы свариваются с помощью лазера для формирования тубуса, который затем надевается на контейнер так же, как и рукав, и подвергается усадке в паровом туннеле. Преимущество — нет необходимости в сложных процессах склеивания, фальцовки и обертывания контейнера, а, следовательно, не требуются инвестиции в соответствующее оборудование. С другой стороны, производитель упаковки не сможет избежать инвестиций в этикетировочное оборудование. «В зависимости от количества операций и тиражей инвестиции окупаются очень быстро», - считает Кристиан Дакс.

Четкое взаимодействие всех компонентов

Довольно сложной задачей для типографии является точный расчет усадки пленки на стадии допечатной подготовки. Однако только в этом случае напечатанное изображение будет соответствовать всем требованиям. Существенное влияние на усадку может оказывать краска, поэтому выбор расходных материалов чрезвычайно важен. Скольжение красочного слоя и его устойчивость на внутренней стороне этикетки очень важны для процесса надевания этикетки на тару. «Требуется точная настройка печатной машины, особенно натяжения полотна и температуры, - подчеркивает г-н Саркар. — Компания Gallus многие годы занимается вопросами печати на пленках и термоусадочных материалах, поэтому все наше оборудование адаптировано к работе и может эффективно обрабатывать термоусадочную пленку».

Сегодня на мировом рынке представлено примерно 20 производителей оборудования для изготовления термоусадочной этикетки. Главным образом, используются способы глубокой и флексографской печати. Однако сегодня очевидна тенденция к снижению тиражей и усложнению дизайна этикеток, что повышает стоимость производства. Узклорулонные флексографские УФ-печатные машины сегодня пользуются широкой популярностью и идеально подходят для печати средних и коротких тиражей. Есть возможность легко и быстро менять изображения на этикетках, что полностью меняет и внешний вид контейнера. Сегодня широко используются различные способы отделки - лакирование, нанесение металлического глянца, ЗD-эффекты - на различных материалах, что позволяет создать неповторимый вид массовой продукции.

«В производстве термоусадочных этикеток невозможно создание шаблонов», - подчеркивает г-н Саркар. Приступая к новой работе, вы всегда должны определить тип пленки, способы печати и термоусадки, исходя из требований к упаковке конкретного продукта. Тем не менее, игра стоит свеч. Всем новичкам в этом бизнесе компания Gallus Может предоставить курс обучения.

«Одних инвестиций недостаточно»

Кишор Саркар, директор по стратегическому развитию сегмента упаковки и этикеток, Gallus-Gruppe рассказывает о европейском рынке термоусадочных этикеток и проблемах, с которыми сталкиваются типографии, делающие первые шаги в этом бизнесе.

Какой регион наиболее привлекателен для открытия бизнеса по производству термоусадочных этикеток?

Конечно, это Европа - несмотря на то, что европейцы, в частности, немецкие потребители, были изначально скептически настроены в отношении этих новых этикеток. Сегодня высококачественные термоусадочные этикетки пользуются в Европе очень большим спросом. Я уверен, что спрос на них будет расти. Возможности рынка неограниченны.

На какие расходы предстоит пойти типографии при выходе на рынок?

В нашем ассортименте представлено четыре модели оборудования для производства термоусадочных этикеток, которые различаются длиной раппорта, а следовательно, и стоимостью. Цена зависит также от конфигурации машины. Каждый заказ на оборудование просчитывается в индивидуальном порядке. Впрочем, одних финансовых вложений недостаточно. В производстве термоусадочных этикеток знания и опыт играют очень важную роль. В отделении допечатной подготовки должны работать специалисты, способные грамотно адаптировать дизайн в соответствии с технологией усадки. Печатник должен уметь работать с гибкими материалами. На мой взгляд, есть необходимость создания небольшой лаборатории для испытания и контроля качества продукции. Менеджеры типографии должны знать весь процесс производства, чтобы предоставить заказчикам грамотную консультацию при необходимости.

Сейчас весьма активно обсуждается биоразлагаемая пленка PLA. Какие могут быть решения?

Конечно, слово «биоразлагаемая» звучит эффектно. Но в настоящее время пленка PLA может компостироваться только в очень специфических условиях. Садового компоста недостаточно, ведь для разложения пленки требуется температура 40°С. Кроме того, не существует никакой концепции сбора и утилизации таких пленок, как и других видов пластиковой упаковки. И еще одно: эта пленка изготавливается из кукурузы — основного пищевого продукта в Латинской Америке, цена которого уже удвоилась в связи с производством биотоплива. Кроме того, для получения этой пленки расходуется очень много энергии. Все эти обстоятельства следует учитывать во избежание ошибочных выводов и для эффективного использования существующих возможностей рынка.

Статья из журнала Heidelberg News (вып. 267) публикуется с разрешения и при содействии «Гейдельберг-СНГ», ж. Флексо-Плюс № 4-2009

Возврат к списку

Популярные новости
Остались вопросы?

Напишите нам

CAPTCHA
Нажимая кнопку “Отправить”, Вы даете согласие на обработку персональных даннных
https://www.eximpack.ru/images/new_logo_min2.png
Производство и продажа термоусадочной этикетки
Березовская 82а
Всеволожск
Ленинградская область
188640
Россия
+7(812)676-24-10