Группа LANTERO: Emsur

logo

Производство
термоусадочной этикетки
+7 (495) 989 23 62Москва+7 (812) 676 24 10Санкт-Петербург
Пн.-Пт. С 9-00 до 18-00

О компании

12.05.2009

Термоусадочные этикетки: горячий рынок

Термоусадочные этикетки всегда в моде - и для глянцевой и гламурной продукции премиум-класса, и для продуктов ежедневного спроса. Это неудивительно, поскольку в ярким пластиковым рукавом можно эффектно обтянуть различную тару - стеклянные бутылки, жестяные и пластмассовые банки, контейнеры.

Усадка этикеток в соответствии с размером формы происходит под действием горячего воздуха. Эта технология позволяет полностью устранить визуальное различие между контейнером и этикеткой: они выглядят абсолютно неотделимыми. Вся поверхность тары (а не только этикетка) служит для передачи информации потребителю. Одно из преимуществ этой технологии в том, что ее можно использовать для обертывания контейнеров различной формы и из различных материалов.

Прогнозируемая тенденция, а не «пускание пара»

Благодаря огромным возможностям эта технология получила широкое распространение. В 2007 г. на долю термоусадочных этикеток приходилось около 8% всего мирового рынка этикеток. Эксперты компании Alexander Watson Associates (AWA) прогнозируют ежегодный рост этого сегмента в размере 7%. Причина - необходимость выделения продуктов на полках магазинов. Именно этим и хороши термоусадочные этикетки - они дают почти неограниченные и относительно недорогие возможности для придания упаковке индивидуальности и неповторимости.

Быстрый рост в регионах

«Термоусадочные этикетки с эффектным броским дизайном делают товар привлекательным, выделяя его на общем фоне», — объясняет Кишор Саркар (Kishore Sarkar), директор по стратегическому развитию в сегменте этикеток и упаковки швейцарского производителя печатных машин Gallus Group, одной из ведущих компаний, работающих на рынке термоусадочных этикеток и гибкой упаковки.

Существуют весьма веские доводы в пользу производства термоусадочных этикеток с использованием узкорулонных технологий. Эти этикетки обладают высокой стойкостью к истиранию и защищают продукты от загрязнений и света. К. Саркар акцентирует внимание на дополнительных преимуществах термоусадки: «В единый термоусадочный рукав может быть упаковано сразу несколько товаров, в него можно помещать подарки или образцы». Термоусадка интересна не только производителям напитков и продуктов питания, но и производителям бытовой химии, парфюмерии и косметики. А фармацевтика давно по достоинству оценила защитные свойства термоусадочных этикеток.

Благодаря всем этим особенностям будущее термоусадочных этикеток выглядит более чем радужным. «Типографиям стоит задуматься о том, чтобы уже сейчас выйти на этот перспективный рынок», - говорит К. Саркар. По данным AWA, на долю термоусадочных этикеток уже приходится 37% азиатского рынка этикеток; в Северной Америке этот показатель составляет 31%, в Европе - 24%, и эти показатели с каждым годом увеличиваются. Максимальный рост ожидается в Восточной Европе. Настоящий бум наблюдается в Азии, даже без учета Японии. «Типографии, начинающие работу в этом сегменте, должны инвестировать не только в оборудование, но и в персонал», - подчеркивает эксперт. Производство термоусадочных этикеток — сложный процесс, требующий глубоких знаний и опыта.

Вдоль или поперек?

Пленку для термоусадочных этикеток, как правило, изготавливают из трех видов полимерных материалов с различной степенью усадки:

  • ПВХ (поливинилхлорид) имеет степень усадки от 45 до 66% и широко применяется во всем мире. В США из ПВХ изготавливают 80% этикеток, в Европе — 50%;
  • ПЭТ-Г (полиэтилентерефталат, модифицированный гликолем) имеет самую большую степень усадки — 75%. ПЭТ-Г широко распространен в Японии, которая в сейчас является крупнейшим рынком термоусадочных этикеток;
  • ОПС (ориентированный полистирол) обладает высокой степенью усадки — 70%, однако из-за высокой термочувствительности при его обработке, транспортировке и хранении требуется кондиционирование воздуха. ОПС распространен в Азии, в основном в Японии.

В настоящее время появились пленки из возобновляемых материалов. Например, PLA (полимолочная кислота) при определенных условиях подвергается биоразложению. «Это очень небольшой сегмент рынка, на котором, мы не ожидаем значительного роста», - заявляет д-р Кристиан Дакс (Christian Dux), химик и продукт-менеджер компании Kloeckner Pentaplast (КР). С 1996 г. КР производит пленку для термоусадочных этикеток и входит в число 20 лидеров рынка.

Усадка любой пленки происходит только в одном направлении: в поперечном или продольном (по отношению к направлению движения в машине). «Пленки с усадкой в поперечном направлении - классическая версия и одна из самых распространенных в мире», - говорит Йенс-Петер Шуман (Jens-Peter Schumann), коммерческий директор КР. Традиционный процесс производства термоусадочных этикеток включает резку материала, печать на внутренней поверхности пленки и формирование рукава цилиндрической формы. Затем на специальной этикеточной машине рукав из рулона разрезается на отдельные фрагменты нужных размеров, которые надеваются на контейнер и усаживаются.

Альтернативой этому процессу является метод «развертывание-усадка»,который подходит только для пленок с продольной усадкой, изготовленных из моноориентированной ПП-пленки. Она нарезается с рулона уже после запечатки, в процессе этикетирования. Затем пленка крепится термоклеем с обоих концов - например, как в случае оборачиваемых этикеток на бутылках. Вместе с приклеенной этикеткой бутылки проходят через нагреваемый туннель, где происходит усадка, этикетка принимает форму бутылки, плотно прилегая к ней. Однако степень усадки таких пленок составляет всего 18%, поэтому они не подходят для обертывания всей поверхности контейнера. Главным образом, они используются для контейнеров с относительно ровной поверхностью, преимущественно цилиндрической, без резких перепадов и выступов. Согласно прогнозам AWA, рост применения таких этикеток достигнет 4%.

Недавно появились специальные пленки с продольной усадкой, которые могут обтягивать контейнеры целиком. Для этого применяется несколько иная технология: этикетка отрезается от запечатанного рулона и оборачивается вокруг вакуумного шпинделя. Ее концы свариваются с помощью лазера для формирования тубуса, который затем надевается на контейнер так же, как и рукав, и подвергается усадке в паровом туннеле. Преимущество — нет необходимости в сложных процессах склеивания, фальцовки и обертывания контейнера, а, следовательно, не требуются инвестиции в соответствующее оборудование. С другой стороны, производитель упаковки не сможет избежать инвестиций в этикетировочное оборудование. «В зависимости от количества операций и тиражей инвестиции окупаются очень быстро», - считает Кристиан Дакс.

Четкое взаимодействие всех компонентов

Довольно сложной задачей для типографии является точный расчет усадки пленки на стадии допечатной подготовки. Однако только в этом случае напечатанное изображение будет соответствовать всем требованиям. Существенное влияние на усадку может оказывать краска, поэтому выбор расходных материалов чрезвычайно важен. Скольжение красочного слоя и его устойчивость на внутренней стороне этикетки очень важны для процесса надевания этикетки на тару. «Требуется точная настройка печатной машины, особенно натяжения полотна и температуры, - подчеркивает г-н Саркар. — Компания Gallus многие годы занимается вопросами печати на пленках и термоусадочных материалах, поэтому все наше оборудование адаптировано к работе и может эффективно обрабатывать термоусадочную пленку».

Сегодня на мировом рынке представлено примерно 20 производителей оборудования для изготовления термоусадочной этикетки. Главным образом, используются способы глубокой и флексографской печати. Однако сегодня очевидна тенденция к снижению тиражей и усложнению дизайна этикеток, что повышает стоимость производства. Узклорулонные флексографские УФ-печатные машины сегодня пользуются широкой популярностью и идеально подходят для печати средних и коротких тиражей. Есть возможность легко и быстро менять изображения на этикетках, что полностью меняет и внешний вид контейнера. Сегодня широко используются различные способы отделки - лакирование, нанесение металлического глянца, ЗD-эффекты - на различных материалах, что позволяет создать неповторимый вид массовой продукции.

«В производстве термоусадочных этикеток невозможно создание шаблонов», - подчеркивает г-н Саркар. Приступая к новой работе, вы всегда должны определить тип пленки, способы печати и термоусадки, исходя из требований к упаковке конкретного продукта. Тем не менее, игра стоит свеч. Всем новичкам в этом бизнесе компания Gallus Может предоставить курс обучения.

«Одних инвестиций недостаточно»

Кишор Саркар, директор по стратегическому развитию сегмента упаковки и этикеток, Gallus-Gruppe рассказывает о европейском рынке термоусадочных этикеток и проблемах, с которыми сталкиваются типографии, делающие первые шаги в этом бизнесе.

- Г-н Саркар, какой регион наиболее привлекателен для открытия бизнеса по производству термоусадочных этикеток?

- Конечно, это Европа - несмотря на то, что европейцы, в частности, немецкие потребители, были изначально скептически настроены в отношении этих новых этикеток. Сегодня высококачественные термоусадочные этикетки пользуются в Европе очень большим спросом. Я уверен, что спрос на них будет расти. Возможности рынка неограниченны.

- На какие расходы предстоит пойти типографии при выходе на рынок?

- В нашем ассортименте представлено четыре модели оборудования для производства термоусадочных этикеток, которые различаются длиной раппорта, а следовательно, и стоимостью. Цена зависит также от конфигурации машины. Каждый заказ на оборудование просчитывается в индивидуальном порядке. Впрочем, одних финансовых вложений недостаточно. В производстве термоусадочных этикеток знания и опыт играют очень важную роль. В отделении допечатной подготовки должны работать специалисты, способные грамотно адаптировать дизайн в соответствии с технологией усадки. Печатник должен уметь работать с гибкими материалами. На мой взгляд, есть необходимость создания небольшой лаборатории для испытания и контроля качества продукции. Менеджеры типографии должны знать весь процесс производства, чтобы предоставить заказчикам грамотную консультацию при необходимости.

- Сейчас весьма активно обсуждается биоразлагаемая пленка PLA. Какие могут быть решения?

- Конечно, слово «биоразлагаемая» звучит эффектно. Но в настоящее время пленка PLA может компостироваться только в очень специфических условиях. Садового компоста недостаточно, ведь для разложения пленки требуется температура 40°С. Кроме того, не существует никакой концепции сбора и утилизации таких пленок, как и других видов пластиковой упаковки. И еще одно: эта пленка изготавливается из кукурузы — основного пищевого продукта в Латинской Америке, цена которого уже удвоилась в связи с производством биотоплива. Кроме того, для получения этой пленки расходуется очень много энергии. Все эти обстоятельства следует учитывать во избежание ошибочных выводов и для эффективного использования существующих возможностей рынка.

Статья из журнала Heidelberg News (вып. 267) публикуется с разрешения и при содействии «Гейдельберг-СНГ», ж. Флексо-Плюс № 4-2009

https://www.eximpack.ru/images/new_logo_min2.png
Производство и продажа термоусадочной этикетки
Березовская 82а
Всеволожск
Ленинградская область
188640
Россия
+7(812)676-24-10