Группа LANTERO:

logo

Производство
термоусадочной этикетки
+7 (495) 989 23 62Москва+7 (812) 676 24 10Санкт-Петербург

О компании

12.12.2009

Обзор российского рынка термоусадочных плёнок 2008-2009 г.

 

В качестве термоусадочных пленок используют одно- и двухосноориентированные пленки, которые могут сокращаться при нагревании и при этом плотно обтягивать упакованные в них изделия. В инженерной практике к усадочным принято относить пленки, обладающие способностью давать повышенную (до 50% и более) усадку и используемые для упаковки различных изделий.

К преимуществам упаковки в термоусадочные пленки по сравнению с традиционными пленочными упаковками относятся уменьшение объема упаковки за счет плотного обтягивания товара, относительно меньшая масса пленок. Групповая упаковка в усаживающуюся пленку часто бывает дешевле и привлекательнее на вид, чем обычный ящик из картона. Групповая упаковка в пленку дает определенные преимущества для розничной торговли: уменьшение количества упаковочного материала и площади в торговом зале, занимаемой товаром по мере его реализации. Упаковывание в термоусадочную пленку ПВХ защищает товар от воздействия окружающей среды. 

Термоусадочные пленки ПВХ применяются для упаковки разнообразных продуктов питания, банок, бутылок, галантерейных и хозяйственных изделий, газет, журналов, канцелярских товаров и т.д. 

Внутреннее производство

Существует три варианта упаковки в термоусадочную плёнку ПВХ: 

  1. единичная упаковка. Ее также называют штучной, или индивидуальной. Каждое отдельное изделие обертывается пленкой, которая после усадки плотно облегает изделие, повторяя его конфигурацию;
  2. групповая упаковка в пленку. Предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных или разнотипных изделий, которые, как и при единичной упаковке, обертываются пленкой, после усадки которой получается плотный пакет;
  3. штабельная (или паллетная) упаковка. На жесткий поддон укладываются несколькими рядами изделия (мешки, коробки, книги, кирпичи, лотки с банками, бутылками и т.д.), которые сверху покрывают чехлом из термоусадочной пленки и подают в туннельную печь. После усадки получается компактный штабель, который можно легко перемещать подъемно-транспортными средствами

Оболочки из термоусадочной пленки ПВХ по конструктивному исполнению подразделяются на обандероливающие, полностью обертывающие и зачехляющего типа.

Обандероливающие пакетирующие оболочки покрывают группу изделий (упаковочных единиц) или транспортный пакет (блок-пакет) по периметру полностью, а на торцевых сторонах имеют отверстия. При полном обертывании пленочная оболочка полностью покрывает транспортный пакет или группу изделий (упаковочных единиц).

Для скрепления транспортных пакетов пакетирующими оболочками зачехляющего типа из рукавной термоусадочной пленки изготавливаются чехлы путем соединения сварным швом верхних краев отрезка рукава.

Практически весь объем производимой термоусадочной пленки ПВХ (около 80%) идет на групповую упаковку товаров. Для групповой упаковки применяется термоусадочная пленка толщиной от 50 до 100 мкм. При этом самыми популярными толщинами пленки для групповой упаковки являются 80 мкм и 100 мкм.

Около 15% термоусадочной пленки ПВХ идет на штабельную упаковку продукции. При этом основными потребителями выступают кирпичные и цементные заводы. Для данного вида упаковки применяется термоусадочная пленка ПВХ толщиной от 120 до 250 мкм. При этом самыми популярными толщинами пленки для штапельной упаковки являются 120 мкм и 150 мкм.

Лишь 5% термоусадочной пленки ПВХ идет на единичную упаковку продукции. Для данного вида упаковки применяется термоусадочная пленки толщиной от 8 до 50 мкм. При этом самыми популярными толщинами пленки для штапельной упаковки являются 15 и 40 мкм.

Объём производства термоусадочной плёнки ПВХ

Общероссийский объём рынка термоусадочных плёнок в 2008 году по сравнению с 2007 годом вырос на 2,9%.

Эксперты отмечают, что в 2008 году рост производства значительно замедлился по сравнению с предыдущими годами, некоторые предприятия сворачивают своё производство. Экономически кризис очень сильно ударил по производителям термоусадочных плёнок. Замедление темпов роста, а так же рецессия, наблюдаемая в некоторых отраслях, привело к снижению спроса как в целом на упаковку, так и на термоусадочную плёнку.

Производители термоусадочной плёнки ПВХ

В настоящее время насчитывается около 130 предприятий, занимающихся производством термоусадочной пленки. Лишь на 45-х из них выпускается многослойная пленка (в основном трехслойная). Однако в 2007-2008 г.г. открылись новые производства по выпуску и более сложных термоусадочных плёнок, например, пятислойных. Всего многослойные плёнки составляют около 25% совокупного объема российского производства термоусадочных пленок. Относительно малая доля производства многослойных термоусадочных пленок обусловлена дорогостоящей организацией производства данного вида продукции.

Практически в каждом крупном городе существуют производства по выпуску термоусадочной плёнки и крупных, национальных, производителей не существует. 

Экспорт термоусадочных пленок

Объём экспорта термоусадочных плёнок в натуральном выражении в период 2007-2008 г.г. увеличился на 24,3%. Такой значительный рост экспорта объясняется ростом внутреннего производства термоусадочных плёнок. Тем не менее, стоит отметить тот факт, что экспорт в производстве термоусадочных плёнок занимает около 0,3%. Увеличение производства российских термоусадочных плёнок идёт на удовлетворение внутреннего спроса. 

Экспорт российской термоусадочной плёнки в денежном выражении в 2008 году увеличился на 106,4%. Экспорт в денежном выражении значительно опережал экспорт в натуральном выражении. Однако в связи со скромными объёмами экспорта термоусадочной плёнки говорить о каких-либо закономерностях не приходится т.к. стоимость плёнки зависит от различных факторов (толщина, цвет, длина рукава, используемое сырьё и т.д.).

Основными странами, потребляющими российскую термоусадочную плёнку являются Казахстан и Монголия, их совокупная доля выросла с 58,5% в 2007 году до 73,1% в 2008 году.

Кроме того, крупным потребителем российских термоусадочных плёнок является и Туркмения, толя которой в 2008 году составила 14,7%. Совокупная доля первой тройки стран составила 87,8%.

Импорт

Импорт в 2008 году увеличился на 25,8% по сравнению с 2007 годом. Такой значительный рост импорта объясняется ростом внутреннего потребления термоусадочных плёнок. Несмотря на то, что в 2007-2008 г.г. открылись несколько новых производств термоусадочных плёнок, очевидно, что рост рынка имеет большие темпы. 

Тем не менее, стоит отметить тот факт, что объём импорта по сравнению с внутренним производством имеет достаточно скромные размеры, всего около 3,7%. В целом, увеличение производства российских термоусадочных плёнок покрывает рост внутреннего спроса.

Импорт российской термоусадочной плёнки в денежном выражении в 2008 году увеличился на 41,7%. Рост импорта в денежном выражении опередил импорт в натуральном выражении, это означает, что цены на импортную термоусадочную плёнку росли быстрее чем росли объёмы импорта в натуральном выражении.

Основными странами, импортирующими свою термоусадочную плёнку в Российскую Федерацию являются Израиль, Китай, Турция и Финляндия, их доли в импорте в 2008 году составили 15,9%, 15,3%, 10,1% и 9,7% соответственно, а совокупная доля выросла с 47,1% в 2007 году до 51% в 2008 году.

Кроме того, крупным импортёром термоусадочных плёнок на российский рынок является Франция, толя которой в 2008 году составила 7,8%.  Стоит отметить, что импорт из Израиля и Китая растёт большими темпами, чем общий объём импорта термоусадочных плёнок. 

Тенденции российского рынка термоусадочных пленок ПВХ

Термоусадочные плёнки, являются новинкой на российском рынке, однако в наши дни они нашли широкое применение в упаковке различных товаров, прежде всего, пищевой продукции. 

Сферы применения ее в пищевой отрасли довольно разнообразны, наиболее часто используются следующие: 

  • упаковка хлебобулочных изделий - применяется для увеличения сроков реализации и, кроме того, в такой упаковке хлебобулочные изделия приобретают эстетичный товарный вид;
  • упаковка мяса и птицы – для увеличения сроков хранения, придания эстетичного вида и удобства для розничной продажи;
  • упаковка кондитерских изделий или полуфабрикатов с использованием лотков соответствующих размеров. Такая упаковка, благодаря жёсткому лотку, обеспечивает большую сохранность продукта по сравнению с обычной расфасовкой в пакеты и имеет более привлекательный для потребителя объём фасовки;
  • групповая упаковка банок, бутылок, пакетов с алкогольными и прохладительными напитками, молочными продуктами и др.

Также термоусадочная пленка используется и в сфере непищевых товаров. В частности с ее помощью осуществляют:

  • упаковку бумажных изделий – бумаги для факсов, полиграфической продукции. В данном случае используется термоусадочные пленки с низкой степенью усадки;
  • упаковку продукции радиоэлектронной, металлообрабатывающей и легкой промышленности;
  • упаковку хозяйственных изделий;
  • упаковку химических, пищевых, медицинских, парфюмерных товаров;
  • упаковку строительных материалов: плинтусов, штапика, наличников, карнизов, жалюзи, обоев и многих других длинномеров. В данном случае используется термоусадочные пленки с различной усадкой в продольном и поперечном направлениях;
  • упаковку видеокассет, CD-, DVD-дисков, сувениров и др.

Экономический кризис, признаки которого в России проявились в конце 2008 года, сказался и на рынке термоусадочных плёнок. Это проявилось и в том, что впервые за последние годы рост рынка сократился. 

Так же важным этапом развития рынка термоусадочных плёнок стал переход на многослойные термоусадочные плёнки. Обладая многочисленными преимуществами перед однослойными плёнками, они всё активнее используются в упаковке товаров. По оценкам экспертов, в 2008 году, доля многослойных термоусадочных плёнок составила до 25% общего объёма рынка. Практически все предприятия, начавшие своё производство термоусадочной плёнки в последние 2-3 года, выпускают именно многослойную плёнку.

Источник: Исследования компании Abercade (www.plastinfo.ru)